Масло для двигателя – это один из тех расходников, качество и правильный подбор которых напрямую влияют на срок эксплуатации авто без поломок и его функциональность. Для предыдущего поколения автомобилистов процесс выбора масла был не в пример легче, нежели для нынешнего. Точнее, выбора как такового перед ними и не было: практически все пользовались стандартным всесезонным минеральным маслом. Сейчас же ассортимент масел расширился, появились различные виды, узкоспециализированные и сезонные варианты. Производители завлекают покупателя различными показателями, которые не каждый может оценить объективно. Перед этим разнообразием легко растеряться, но не так-то легко выбрать то, что действительно позволит вашей машине прослужить дольше и улучшит качество ее эксплуатации.
Примерно два десятка лет назад стали появляться, кроме минеральных, синтетические масла, а потом уже смешанные, полусинтетические. Именно после этого и начался бум на разнообразие, узкую специализацию, дополнительные функции масла. Разобраться в этом «масляном море», определить параметры, оптимальные для вашего автомобиля, нелегко.
Как правило, подсказки о том, какие масла желательно использовать, есть в инструкции по эксплуатации машины. Производитель указывает там либо только показатели, которым должно отвечать масло, либо дополняет эту информацию указанием на фирмы, продукция которых оптимальна для данного вида авто. Если же заглянуть в инструкцию по каким-то причинам невозможно (например, машина далеко не новая и книжечка просто была утеряна), самым простым решением будет пользоваться тем же маслом, какое было залито ранее.
Минеральное масло, как правило, применяют в старых автомобилях, некоторых отечественных марках, современные машины «выбирают» синтетическое. Полусинтетическое – своеобразный компромисс между этими двумя видами.
Для того чтобы привлечь клиента, производители масла часто используют дополнительные параметры, которые практически не имеют значения для определения классности масла. Например, температура застывания. Для реальной эксплуатации эта цифра имеет весьма опосредованное, косвенное значение, так как работоспособность масла теряется значительно раньше, чем из-за понижения температуры будет потеряна его текучесть. Основной критерий – это вязкость масла. Он определяется по спецификации SAE. По индексу SAE можно определить сезонность масла. Так, показатель SAE 5W, SAE 10W имеют зимние масла, осенние маркированы индексами SAE 20 и SAE 30, летние масла помечены как SAE 40 и SAE 50. Сезонные масла считаются невыгодными экономически для применения в автомобиле, который эксплуатируется круглогодично – из-за того что приходится их часто менять. Целесообразнее применять всесезонные или комбинированные масла. Маркировка SAE 10W30, SAE 10W40 и SAE 10W50 говорит о том, что эти масла можно использовать и летом, и зимой.
У каждой марки масел есть свои особенности.
Так, Mobil1 выпускает сверхэкономичное масло за счет качества присадок. Синтетические масла Mobil1 подходят и для жары, и для холода.
Shell выпускает и синтетические, и минеральные составы. «Играя» присадками (антикоррозийными, снижающими окисление, эффект трения и т.д.), фирма выпускает широчайший ассортимент масел.
Liqui Moly считают маслом, которое лучше всех снижает износ двигателя и повышает эффективность работы авто.