Ремни безопасности являются главным защитным механизмом любого автомобиля. Если человек не был пристегнут ремнем, то при аварии он будет летать по всему салону и никакие другие системы пассивной безопасности и супернавороченные подушки не помогут ему выжить. По сути, без ремней все остальные системы безопасности становятся бесполезными или в десятки, а то и сотни раз менее эффективными.
Немного цифр
При столкновении на скорости 60 км/ч человек средней комплекции испытывает 3-тонные нагрузки. При скорости 85 км/ч эта цифра повышается до 9-ти тонн. При таких перегрузках даже пристегнутый человек обязательно пострадает, однако в том случае, если он вообще не был пристегнут, его ждет одно – смерть.
Для большей наглядности можно привести следующий пример: столкновение двух автомобилей на «городской» скорости по величине нагрузок аналогично падению с пятиэтажного дома. Рассчитывать на подушку безопасности в этом случае не стоит: ее единственное предназначение – уберечь голову от удара о руль или стекло. При отсоединенном ремне это вам не поможет – ваша голова в любом случае встретится с лобовым стеклом и там и застрянет, поскольку туловище обычно в пробитую дырку уже не пролазит. Не слишком приятное зрелище, не правда ли?
Статистика утверждает, что ремень безопасности сохраняет жизнь человека в трех из четырех аварийных случаев. При фронтальном ударе автомобиля использование ремней уменьшает риск получения травм и гибели в 2,5 раза, при боковом – в 2 раза, а в случае опрокидывания – в 5 раз! Та же статистика говорит, что 92% всех погибших людей во всех авариях в мире были не пристегнуты.
Причем речь здесь идет не только о передних, но и о задних пассажирах. На скорости 100 км/ч не пристегнутый задний пассажир налетает на переднего с силой 13-тонного грузовика. Результат – минимум два трупа.
Конструкция ремней безопасности
Наиболее распространенной конструкцией ремней является трехточечная. Она предполагает использование диагональной и поясной рамок, а также единственного замка возле бедра водителя. Эту систему ожидаемо придумали шведы из компании Volvo в конце 50-х годов, но теперь она распространилась на большинство автомобилей.
В 70-х годах появились так называемые инерционные ремни, где вместо обычных пряжек используются инерционные катушки, которые сами определяют оптимальную длину ремня. В обычном режиме катушка свободно разматывается, но при аварии срабатывает маятниковый механизм, который стопорит движение ремня.
Однако блокировка срабатывает не только при резких перегрузках, но и при критических кренах и ускорении авто, равном 0,7 g в любом направлении. Таким образом, ремни фиксируются даже при виражах или опрокидывании.
Между тем, есть у инерционных ремней один недостаток – они срабатывают уже по факту и, как правило, с некоторым опозданием – в случае аварии это приводит к серьезным перегрузкам и тяжелым последствиям. Инженеры решили эту проблему устройством, которое при ударе быстро устраняет слабину ремня и таким образом снижает опасные перегрузки.
Преднатяжители
Сегодня используется несколько вариантов конструкции преднатяжителей, но принцип действия у них всегда одинаковый: преднатяжитель подкручивает катушку, которая затягивает ремень безопасности. В результате лямки ремня в среднем укорачиваются на 150 мм – этого вполне достаточно, чтобы устранить зазор между грудной клеткой и ремнем.
Что же приводит механизм в действие? Обычно это пиропатроны, которые также используются в подушках, однако в последнее время стали использоваться электроприводы, которые делают свою работу без шума и пыли, и при этом более надежны. К тому же, в отличие от пиропатронов, электроприводы – механизмы многоразовые.
Ограничители
Гася перегрузки, очень важно избежать «мертвой» хватки ремня, иначе без серьезных травм не обойтись. Поэтому в систему ремней безопасности встраиваются датчики пиковых нагрузок, которые при приближении к порогу активируют ограничители усилия. Эти устройства представляют собой металлические стержни, которые при определенной нагрузке начинают распускать ремень. В результате лямка удлиняется, а нагрузка на грудную клетку – снижается. При особо сильных ударах ограничитель может стравить ремень настолько, что человек может достать до руля даже через сработавшую подушку безопасности. Однако тут уж ничего не поделаешь – у человеческого организма есть свой предел прочности.
Немного о б/у автомобилях
При покупке подержанного авто, имейте в виду, что пиропатроны в ремнях не вечны. У них, как и у любых других деталей, есть свой срок годности, который обычно составляет 10-15 лет. Конечно, вам решать: вкладываться в замену или рисковать, но перед этим рекомендуем посмотреть несколько роликов с авариями на Ютубе – возможно, шок от увиденного убедит вас принять верное решение.